на главную страницу
природа легенды туризм галерея карта
на главную...

В данном разделе находится коллекция статей о Ергаках из различных газет и журналов. Список статей отсортирован по убыванию даты их выхода (т.е. вверху самые свежие).

вернуться к списку статей...

По саянским высотам

дата: 06.09.2001
источник: Городской курьер (Саров, Нижегородская Область)
автор: Тарас Олесницкий, студент ННГУ

В августе городские туристы под руководством Анатолия Кузнецова прошли пеший маршрут IV к.с. по Западному Саяну.

Наше путешествие сложилось из двух частей, очень непохожих друг на друга. Первая часть, кольцо по Араданскому хребту, интересно нетронутостью мест, первозданным богатством природы. Вторая часть, хребет Ергаки, - уникальное горное образование, находка для альпинистов.

В эти горы ведет единственная дорога, с трудом пробитая 600-километровая трасса Абакан-Кызыл. Подъезжали в тумане, по горному серпантину, под противообвальными козырьками.

Приют "Оленья речка" служит базой плановых недельных конных маршрутов по окрестным горам, тут же стоит домик метеостанции. Рядом мы ночевали в первый день. Около нас на склоне паслось несколько стреноженных лошадей. Уже вечером, после ходового дня по таежным тропам через три лесных перевала, увидели высокие горы. Их обязательные атрибуты - небольшие скалы, осыпи, курумы (каменные реки), стелющийся кустарник - стланик.

Первый перевал, как первая победа, всегда очень важен. Нелегкий подъем продолжался больше часа. Вид сверху всегда неповторим. Озеро Красное, у которого мы стояли вчера, теперь далеко внизу. Видно, насколько оно глубокое и прозрачное. А впереди - новая долина с новыми сложностями, озерами, перевалами.

Под перевалами, среди альпийских лугов, встречаются поляны красивых горных цветов. Это ярко-оранжевые жарки, насыщенного синего цвета водосборы, желтые ромашки. Тоже полянами растет золотой корень. Новыми для меня были маралий корень (левзея софроловидная) и саган-даля, очень популярные здесь травы. А еще эти края богаты черемшой, баданом, жимолостью, смородиной, черникой, голубикой, брусникой. В долинах мы сшибали кедровые шишки и вечером у костра грызли орешки, как обычные семечки.

Наша команда из 12 человек, в основном туристы с опытом участия и руководства сложнейшими походами (но и четверо ребят), сообща преодолевала все встречавшиеся трудности. Только один раз нас подвела карта, и пик Араданский остался непокоренным. Всего мы взяли 22 категорийных перевала (сложности 1А-2А) и 2 вершины.

На Ергаках мы были на одиннадцатый день. Этот кусочек Саян длиной всего 60 километров виден издалека. Он выделяется протяженными высокими скалами, пиками причудливой формы. Эти горы предоставляют большой простор для фантазии. Здесь есть перевалы Художников, Дельфинов, озеро Горных Духов, пики Птица, Звездный, Зеркальный, горы Спящий Саян, Зуб Дракона, Черепаха.

Хоженые тропы кончаются у Радужного озера, откуда путь дальше в горы идет через сложный перевал. Здесь проводился российский чемпионат по альпинизму, места бивуаков оборудованы. Мы поспешили уйти отсюда, к большим высотам и новым перевалам.

Непогода задержала нас на один день. Зато на следующий день часть туристов под руководством Александра Баринова взяла сложный перевал, не обозначенный на наших картах, которому мы присвоили неофициальное название - перевал Саровчан.

Через долину ручья Ледяного (это - сплошной водопад!) и перевалы Близнецов и Высоцкого мы вышли к большим рыбным озерам. В последние два дня прошли более 30 километров через хребет Метугул-Тайга, по настоящей тайге, богатой дичью, грибами, ягодами и рыбой. Поход получился сложным, богатым на приключения и новые впечатления. Если вы хотите увидеть то, чего не видели никогда - приезжайте в Саяны. На следующий год мы планируем маршруты по Камчатке и Кодару.

Контактный телефон 5-52-91, e-mail: oles@infonet.nnov.ru

вернуться к списку статей...