на главную страницу
природа легенды туризм галерея карта
на главную...


Если приходится топить снег в ведре, то необходимо следить, чтобы не подгорали стенки (постоянно подкладывая к ним снег), иначе вода будет с неприятным привкусом. (оригинал)

Для того, чтобы завалить дерево, сначала его подпиливают почти до заклинивания пилы с той строны, куда нужно, чтобы оно упало. Далее подрубают, и делают подпил с противоположной стороны на 3-5 сантиметров выше. После запиливания среза глубже предыдущего спила дерево подталкивают, и оно легко падает. (оригинал)

Если в походе предстоит ночевка, то естественно позаботиться о палатке, коврике и спальном мешке. Лучше иметь брезентовую палатку - она теплее, чем та же капроновая, и не промокает, если ее как следует натянуть. Капроновая палатка очень красива - обычно их делают яркими. Но хороша она только летом, ведь капрон легко продувается. Единственное ее достоинство - легкость.

Несколько полезных советов мужчинам - взрослым и юным. Вам придется заботиться и о семье, и о природе. Место для туристского костра выбирайте на открытой площадке в 5-8 метрах от палаток, чтобы ветер не донес искры. Следите, чтобы над костром не свисали ветви деревьев. Рядом не должно быть травы, мха, хвои, созревших хлебов, корней деревьев. Костер опасен и на торфяной почве. Приятного вам путешествия!

Советы бывалого туриста

Ботинки

Ботинки перед путешествием обязательно надо разносить - несколько раз выйти в них на тренировки, в поход выходного дня. Желательно их протирать жиром или специальной мазью, чтобы они не пропускали влагу. Если нет спецраствора, поставьте ботинки на 30 минут в мыльную воду, и они 2-3 дня не будут пропускать воду.

Нужна и сменная обувь, например кроссовки, в которых ходят на биваке, чтобы ноги отдохнули от тяжелых ботинок. Нельзя использовать обувь на высоком каблуке, сандалии, босоножки или тапочки.

На ночь обувь ставят под крыло палатки или кладут под дно, приподняв его у входа.. Опытные туристы имеют для нее специальный мешок из плотной ткани и никогда грязные ботинки или кроссовки не поставят внутрь палатки.

Промокшую обувь необходимо сразу же снять, обмыть теплой водой, а еще лучше - водой, смешанной с молоком, или только молоком, которое не только консервирует обувь, но и отлично удаляет соль и другие средства, применяемые зимой для борьбы со снегом и льдом, смягчает кожу. Затем плотно набить бумагой и поставить для сушки вдали от источников тепла.

У чудо-печки

Большим туристским группам не стоит брать с собой громоздкие ведра для варки пищи. Во-первых, их неудобно подвешивать над костром - нужны рогатины, слеги, и всегда есть вероятность опрокинуть ведро. Во-вторых, чтобы довести варево в ведрах до кондиции, нужно много топлива. А ведь в спортивных магазинах есть в продаже легкие, безопасные и дешевые алюминиевые котелки на треножках любого размера - до пяти литров. На группу в 12 туристов достаточно 3-х трехлитровых котелков, семейной группе - двух небольших. В пути треножки, обернутые в ткань, закатывают в палатку, а котелки прикрепляют к карманам рюкзаков.

Печка на стоянке сооружается просто. Вырезав ножом крестообразно дерн и отвернув его на четыре стороны, образуют ямку, в которой и зажигают маленький костерок из собранных сухих веток - их ломают просто руками. Рубить ничего не надо, лес кругом не портится, а топор, собственно говоря, брать и ни к чему. Лучше всего горят сухие сосновые или еловые сучья. Сухие ветки достать нетрудно, они, как правило, внизу. А если сухие сучья находятся на высоте двух-трех метров, как быть? Заранее запаситесь мотком крепкого шнура или веревки. К одному концу привяжите небольшой, сантиметров в 6-7, металлический крюк. Смотанный шнур с таким крюком легко набросить на расположенный даже довольно высоко сухой сук. Когда крюк зацепится, останется только потянуть шнур вниз, и сук упадет. Зрители при этом, конечно, должны стоять подальше. А нет крюка - привяжите любую деревяшку помассивнее. Забросив это "лассо" на сук, немного отпустите деревяшку на шнуре, обвейте ее шнуром, который держите в руке, а потом тяните. Такая "охота" за сухими сучьями увлекательна, она развивает ловкость и глазомер. А главное, быстро обеспечит ваш привал даже в сырую погоду добротным топливом.

Но вернемся к чудо-печке. В валиках "отвернутого" дерна у ямки делают продув для тяги воздуха. Треножники втыкают в землю меж валиков, а котелок на цепочке свешивается над ямкой. Хотя костерок и маленький, но пламя у него направлено на поверхность котелка, благодаря этому блюдо поспевает быстро, минут за 20, от силы за полчаса. Верхняя часть треножника не накаляется, поэтому снять треножник вместе с котелком и воткнуть его подальше для раздачи пищи легко. Пока вы едите, костерки догорят. Перед уходом залейте их водой, закройте опять дерном, и горелого места не останется.

Удобный небольшой плот для всей семьи попробуйте сделать своими руками

Понадобятся четыре камеры одинакового размера. Лучше всего - от колес грузовиков, отслуживших свой век в автохозяйстве. Лопнувшие легко заклеить. Если в пути появится небольшая утечка воздуха - не беда: плавучесть вашего "корабля" не снизится. А на первой же остановке изъян можно устранить. Помимо камер и клея, вам нужны будут тонкие длинные бруски шириной 20 и толщиной 40 миллиметров, таких же стандартных размеров вкладыши (бруски поменьше), обрезки фанеры, шило, шурупы, шнуры или толстые веревки. А еще - простейший автомобильный насос, ниппели и колпачки. Как собрать плот? Размеры деревянного каркаса зависят от величины камер. В его основе - три продольных и 6 поперечных брусков. Длина продольных на 1/6 часть больше трех составленных вместе надутых камер. Эти выступы превратятся при переносе плота через препятствия в удобные ручки. А поперечные бруски должны быть чуть длиннее двух положенных рядом камер.

Возьмите продольные бруски, на одинаковом от краев и друг от друга расстоянии наметьте точки и сделайте здесь проколы шилом. В этих местах вы будете привинчивать шурупами раззенкованные и просверленные заранее поперечные брусья.

Следующий этап - прокладка вкладышей под поперечные брусья. Тогда ваша фанерная палуба не будет прогибаться. Длина у них разная: под двумя крайними брусками они короче - по 40 мм, в середине же, между продольными сторонами каркаса - по 120 мм. И крепятся, соответственно, одним или двумя шурупами. Палубу из 3-4 фанерных полос приделываем к готовому каркасу тоже с помощью шурупов. Камерами займемся в последнюю очередь. Вначале их нужно надуть и легко связать между собой. А уже потом по две, с носа и кормы, привязать толстой веревкой или шнуром к поперечным брускам. Каждую - к одному и второму от края, ближе к борту, между бруском и вкладышем.

Остались еще три важные детали, но они вам покажутся несложными. Первая - запаситесь круглым шестом, длиной 2,5 м и толщиной 30-35 мм из легкой, прочной и хорошо ошкуренной древесины. Вторая - деревянная лопата. Обработайте ее рубанком, она пригодится на глубине. Ею будет удобно грести и стоя, и с колена. И, наконец, кнехт-пенек. Он похож на песочные часы. Привинтите его на корме. Отправляясь в путешествие не на одном, а на двух плотах, вы легко соедините их вместе с помощью веревки. Надеемся, что плот вы построили, оснастив его, как положено, флотским снаряжением - детскими спасательными кругами.

FAQ про палатки
автор: Андрей Рыбак

Для несложных походов, для лесистой местности, для туристов-водников вполне пригодна палатка "домик". Почему? Потому что в этих условиях ее всегда можно натянуть между деревьев, весел, штоков и пр. Вместе с тем вес трехместной палатки составляет 500-700 г. Тента, в зависимости от модификации - 500-1000 г. При этом надо учитывать, что термин "трехместная", как правило, обозначает, что на одного человека приходится 45-55 см ширины дна - это российские нормы. Спать в такой палатке достаточно вольготно. На трех человек можно взять два коврика. В экстремалке сам ночевал в такой палатке вчетвером и даже спали на спине все, никто никому не мешал.

Донышко у палаток делают из влагозащитных тканей (Neilon Tafetta silver, pu, Neilon Oxford PU, полиамидное полотно (потяжелее, зато попорочнее)). Срок службы при хорошем уходе за палаткой и тентом - 3-5 лет.

Хорошо спроектированная палатка имеет:

  • Усиленные кордурой, либо другой плотной тканью уголки со вшитыми силовыми швами оттяжками (петлями). Силовой шов отличить очень просто: обычно он выглядит как крест, буква "Z", причем прошитый несколько раз почти по одному и тому же месту. Нарушением технологии является выполнение такого шва "дырочка в дырочку" либо "строчка в строчку", т.к. происходит надсечка ткани по шву и создается предпосылка для отрыва ткани.
  • Шаг строчек не более 3-х мм.
  • Разные мелочи типа карманов, тесьмы под коньком для подвески ламп и сушки вещей, дублированный антикомариной сеткой вход, а иногда и два.
  • Дублированные (усиленные) тесьмой швы, либо двойные запошивочные швы, называемые в быту "в замок" и "бельевым".
  • Усиленный плотной тканью люверс для установки на кол.
  • Скаты палатки, расположенные под углом 45 +-5 градусов.
  • Влагозащитное дно с усиленными оттяжками.
  • Оттяжки выполненные из тесьмы (стропы), подобной той, что ставят на стяжки рюкзака.
  • Силовые швы.
  • Швы, выполненные ЛАВСАНОВЫМИ нитками. Другие (даже капрон и ЛХ) ГНИЮТ при пребывании во влаге.

Подобная палатка должна легко держать ветер до 20 м/с и порывы до 40 м/с.

Для более сложных условий (для каменистых почв, высокогорья, пустыни), лучше брать каркасные (дуговые палатки). Они не требовательны к наличию кольев, поскольку поставляются ТОЛЬКО вместе с каркасом. Все вышеперечисленое, касающееся технологии (швов, усилителей, оттяжек), полностью относится и к дуговым палаткам.

Расстояние между палаткой, сделанной из обычного тонкого нейлона и тента, изготовленого из нейлона с пропиткой должно быть не менее 5-7 см для того, чтобы конденсат не стекал обратно в палатку.

Дуги должны быть очень упругими. Лучшие результаты показали углепластиковые многослойные трубы, дюралевые стойки из Д16т диаметром не менее 12 мм. Стеклопластик оказался очень хрупким и выкрашивается в местах стыковки. Стойки из дюралевой трубки 10 мм обладают высокой остаточной деформацией, хотя в целях снижения веса их применять можно.

Такие палатки должны выдерживать ветровые нагрузки до 40 м/с и порывы до 60 м/с. Для этого и нужен очень прочный каркас.

Использовать однослойные палатки можно, если Вы уверены, что сможете просушить вещи, замоченные конденсатом; или воздух настолько сухой, что конденсат не образуется, или вы хотите сэкономить средства.

Тент на дуговой палатке должен быть проклеен по швам специальной лентой, иначе при сочетании дождя и ветра, ветер будет продавливать воду даже через вертикально ориентированные швы.

ТУРИЗМ СКАЛЫ ПЕРЕВАЛЫ ПЕСНИ АЛЬПИНИЗМ СОВЕТЫ ТУРИСТА БАЙКИ ТУРИСТОВ